Осетины: три колена или великое множество родов?

Путь к исторической правде.

"Истинная сила народа — в его правде."

Имя Василия Ивановича Абаева занимает особое место в истории осетинского народа. Его труды по осетинскому языку, культуре и истории сыграли огромную роль в сохранении нашей идентичности. Мы с уважением относимся к его вкладу.


Однако сегодня, оглядываясь на историю трезвым взглядом, необходимо говорить о вещах прямо. Одним из спорных моментов его научной работы стало упрощённое деление осетин на три ветви — иронцев, дигорцев и кударцев.

Такое представление стало господствующим в сознании многих, но оно не отражает истинного богатства и глубины нашего народа.

Историческая реальность

На протяжении веков осетины формировались как народ из множества родовых, территориальных и клановых общностей.

Такие группы, как куртатинцы, туальцы, тагаурцы, аллагирцы и другие, имели собственные устоявшиеся традиции, самоназвания и особенности.

Наши предки не идентифицировали себя только через "иронец" или "дигорец". Они прежде всего называли род, фамилию, ущелье, потому что это и было основой самоощущения человека.

Например:

"Я тагаурец."

"Я куртатинец."

"Я туалец."

"Я трусовец."

"Я алагирец."

Эти ответы звучали задолго до появления упрощённой схемы.


"Народ, забывший свои корни, теряет своё лицо.

Осетины — это не три ветви.

Это великое древо, раскинувшееся над веками, в каждой ветви которого течёт кровь предков, славных и достойных."

Бадские ворота, п. Мизур.
Нузальское ущелье.

Почему возникло упрощение?

Контекст того времени многое объясняет.

Василий Абаев работал в эпоху Советского Союза, где существовала чёткая политика:

  • упрощать этнические карты,
  • укрупнять малые народы,
  • формировать "удобные" для учёта и управления нации.

Это происходило по всему СССР:

  • из десятков малых дагестанских народов выделили лишь несколько крупных,
  • многие этносы Сибири были объединены в искусственные группы.

Осетины не стали исключением. Схема "три колена" вошла в обиход как компромисс между реальной историей и политической необходимостью.

Почему важно восстановить правду?

Мы, осетины, сильны не в упрощении, а в богатстве своих родов, территорий, традиций.

Истинная память о себе — это уважение к каждому клану, каждому ущелью, каждой фамилии, что пронесла себя сквозь века.

Только сохраняя эту полноту, мы можем быть едиными по-настоящему, а не по указке извне.

Мы благодарны учёным прошлого за их труд,

но наша обязанность перед будущими поколениями — видеть всю глубину своей истории.

Источники и основания

🔹 Исторические свидетельства:

  • В.Ф. Миллер, "Осетинские этюды" (конец XIX века);
  • Генрих Юлиус Клапрот, "Путешествие по Кавказу" (1812 г.);
  • Н.А. Дубровин, "История войны и владычества русских на Кавказе";
  • Семёнов-Тян-Шанский, "Этнографическое обозрение Кавказа".

🔹 Культурные особенности:

  • Родовая система у осетин всегда строилась на фамилии и роде, а не на глобальных ветвях "ирон/дигор/кудар".

🔹 Политический контекст:

  • В советский период национальная политика сознательно стремилась к упрощению этнических карт.

Заключение

Осетинский народ — это не три колена.

Это великое древо родов и семей, пронизанных общей судьбой и общей кровью.

И только осознавая это, мы можем быть сильными и по-настоящему едиными.


Истина объединяет.

Истина укрепляет.

Истина зовёт нас быть собой.

Материал основан на открытых историко-этнографических источниках, родовой памяти осетинского народа и анализе трудов дореволюционных исследователей.

Цель — восстановление объективной картины формирования осетинского этноса.