ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТОВОГО
ЦЕНТРА
ОСЕТИНСКОГО РОДА
"ЦАРАЗОНОВЫХ"

Мыкалгабыртæ и храм Сидан:

древние святилища Алании

Осетинская традиция сохранила уникальные следы древней христианизации Алании, в процессе которой произошло органичное слияние образов аланских и христианских небесных покровителей. Одним из ярких примеров этого синтеза является культ Мыкалгабыртæ, объединяющий в себе имена архангелов Михаила и Гавриила.

Автор концепции: Козаев П.К.

Кто такие Мыкалгабыртæ?

Мыкалгабыртæ в осетинской культуре — это небесные покровители, особенно почитаемые царями и военной аристократией. Традиционно считается, что их сорок девять, хотя иногда этот термин употребляется в единственном числе.

Основные функции Мыкалгабыртæ заключаются в следующем:
  • обеспечение изобилия в домах,
  • избавление от бед и напастей,
  • руководство небесными воинствами,
  • сопровождение душ умерших в Царство мертвых.

Эта система верований демонстрирует глубокую связь между земной жизнью и небесным порядком в сознании древних осетин.

Святилище Сидан: центр поклонения

Главным центром почитания Мыкалгабыртæ было святилище Сидан, расположенное в Касарской теснине, в ущелье Сидан. Архитектурно оно представляло собой крупный бревенчатый сруб с двускатной крышей и деревянным фронтоном, аналогичный знаменитым сооружениям, таким как Реком и дзуар Уастырджи в Цее, но значительно превышающий их размерами.
По мнению специалистов, Реком, Сидан и дзуар Уастырджи относятся к одному историко-культурному периоду. Сиданское святилище, согласно преданию, возникло из одной из трёх слезинок, пролитых Стыр Хуыцау по погибшему Батырадзу, и считалось принадлежащим роду Царазоновых.

Название "Сидан" происходит от древнего общеарийского слова, обозначающего алтарь. Перед храмом находился круглый алтарь, а на священной поляне стояли также святилища, посвящённые Мадымайрам, Уастырджи и Уацилла.

Праздники и обряды

В осетинском календаре день Мыкалгабыртæ отмечался четыре раза в году. Основные торжества происходили:
  • в мае, в четверг перед праздником Реком,
  • в третий четверг сентября.
Перед военными походами осетинские войска, ведомые Царазоновыми, собирались на Сидане для совершения молебна двум главным божествам. Эти божества в древнеиндийской традиции известны как Индра и Рудра, а у хуррито-урартов — как Халд и Тейшеба.

Влияние христианства на Осетию привело к интеграции христианских символов, таких как архангелы Михаил и Гавриил, в традиционные осетинские культы. Вместо прежних обрядов начали проводиться ритуалы, связанные с почитанием этих святых, а жертвоприношения быков и овец стали частью новых молений.

Забвение и необходимость возрождения

К сожалению, с течением времени осетины утратили связь с этой святыней. Одним из последних зарегистрированных праздников на Сидане стало торжество 1946 года, когда туда поднялись ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня встает задача восстановления и возрождения древних осетинских святилищ, таких как Сидан, и возвращения к истокам духовного наследия народа.
Автор концепции: Козаев П.К.